(пам. 11 июня), 222 чел., пострадавшие в 1900 г., во время восстания ихэтуаней (букв.- «отряды в защиту мира и справедливости») в Китае (в основном в Пекине). В европ. исторической традиции эти события (1899-1901) названы «боксерским восстанием». Восстание носило националистический характер, было направлено против иностранного вмешательства во внутренние дела Китайской империи, которое значительно усилилось в кон. XIX в. В идеологии восставших присутствовала антимиссионерская и в первую очередь антихристианская составляющая. Одной из задач борьбы с колониализмом ихэтуани считали физическое уничтожение кит. христ. Церкви и принявших христианство соотечественников. По свидетельству чудом спасшегося прот. Сергия (Цзи Чана), сына сщмч. Митрофана (Цзи), ихэтуани называли иностранцев и соотечественников-христиан бесами и их исчадиями, себя же - небесным воинством. Они устраивали повсюду свои кумирни, совершали жертвоприношения.
К 1900 г. в Пекине было неск. десятков тыс. христиан разных конфессий, в т. ч. неск. сот православных христиан (Русская духовная миссия (РДМ) в Китае была основана в XVIII в., при имп. Петре I, см. «Пекинская духовная миссия»). До весны 1900 г. офиц. власти Китая покровительствовали иностранным миссиям, но к лету имп. Цыси резко изменила свое отношение и приказала войскам поддержать восставших в столице. Чиновники, подозреваемые в связях с иностранцами, были казнены. В Пекин бежали иностранцы из провинций: они искали спасения в Посольском квартале города. Когда восстание охватило столицу, начальник РДМ архим. Иннокентий (Фигуровский; впосл. митрополит Пекинский и Китайский) и его сотрудники покинули подворье миссии и переселились в российское посольство, располагавшееся в юж. квартале Пекина. Будучи заверены кит. правительством в сохранности имущества, они взяли с собой только древний образ свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского), привезенный из Албазина свящ. Максимом Леонтьевым еще в 1685 г. (см. ст. Албазинцы), и наиболее ценную церковную утварь. Кит. правительство выставило на охрану миссии 10 солдат, но к 11 июня миссия была сожжена дотла, уничтожены богатая б-ка, архив и ризница.
В сер. мая 1900 г. в дер. Дундинань ихэтуани сожгли правосл. храм и школу на глазах диак. Сергия Чана (впосл. протоиерей), к-рому удалось бежать. Прибыв в Пекин 26 мая, он доложил о случившемся начальнику миссии архим. Иннокентию, а тот в свою очередь поставил в известность посольство. Христиане, жившие неподалеку от миссии, уезжали из города. Поджоги кварталов, где жили европейцы, и домов христиан начались вечером 31 мая 1900 г. Свящ. Сергий, очевидец сожжения РДМ и правосл. храма на ее территории, сообщал о сплоченности христиан, оставшихся в столице, охваченной беспорядками.
Накануне 11 июня на улицах Пекина отрядами ихэтуаней были расклеены прокламации, призывавшие к уничтожению христиан и содержавшие угрозы каждому, кто осмелится их укрывать. Ночью отряды восставших с горящими факелами напали на христ. дома во всех частях Пекина, хватали людей и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие в ужасе перед пытками отрекались от Православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Им распарывали животы, отрубали головы и поджигали жилища вместе с людьми. Истребление христиан продолжалось и все последующие дни восстания. Отказавшихся отречься от Православия выводили за городские ворота, где допрашивали и сжигали на кострах. По свидетельству очевидцев, некоторые из правосл. китайцев мужественно встречали смерть. Правосл. катехизатор Павел (Ван Вэньхэн) умер после пыток с молитвой на устах. Учительница школы миссии Ия Вэнь была дважды подвергнута пыткам; ее полуживую забросали землей, когда она очнулась, ее стоны услышал сторож и перенес в свою будку; спустя нек-рое время ее вновь схватили и на этот раз замучили до смерти. Ия Вэнь мужественно исповедовала Христа.
По некоторым данным, среди пострадавших за Христа были и албазинцы, потомки тех, кто принесли Православие в 1685 г. в Пекин,- Мирон и Мария Жуй, казненные вместе с 8 детьми, и, вероятно, еще неск. человек. Укрываясь от опасности, мн. христиане собрались в доме свящ. Митрофана (Цзи), в т. ч. пришли и его недоброжелатели. 10 июня солдаты и ихэтуани окружили жилище священника. В это время там находилось ок. 70 христиан, в основном женщины и дети. Священнику нанесли множественные ранения в грудь, от к-рых он скончался. Соседи отнесли его тело на то место, где находилась богадельня миссии. Позже архим. Авраамий (Часовников) позаботился о мощах священномученика. Жена свящ. Митрофана диаконисса Татиана Ли 10 июня укрылась в доме невесты сына, но на др. день ей и еще 19 христианам отрубили головы. Старший сын свящ. Митрофана 23-летний Исаия, который служил в артиллерии, был казнен 7 июня у ворот Пинцзэмэнь. За 2 дня до погрома его 19-летняя невеста Мария (Шуан) пришла в дом свящ. Митрофана и погибла вместе с семьей своего жениха. Сергий, средний сын священника, единственный выживший из семьи Цзи, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: «Я родилась около церкви Пресв. Богородицы, здесь и умру». Младшему из детей священника, Иоанну, было тогда 8 лет. 10 июня ихэтуани нанесли ему множество ранений, отрезали нос и уши. Мария спрятала его в отхожем месте, и израненный мальчик прожил еще неск. дней. На вопрос, больно ли ему, он ответил, что страдать за Христа не больно. Иоанн попросил у соседей воды, но они отказали ему, опасаясь преследования. Сохранились свидетельства китайцев, которые впосл. приняли крещение, что мальчик, будучи повторно схвачен ихэтуанями, спокойно шел к месту казни.
Христ. погромы произошли в ночь на 11 июня, т. е. на день памяти апостолов Варфоломея и Варнавы, в связи с чем это событие иногда называют «Варфоломеевской ночью в Пекине». Во время восстания ихэтуаней помимо правосл. христиан погибло ок. 30 тыс. католиков и ок. 2 тыс. протестантов.
По ходатайству начальника миссии архим. Иннокентия поминовение К. м. установлено Указом Святейшего Синода № 2874 от 22 апр. 1902 г. Их мощи были погребены в усыпальнице храма во имя Всех святых мучеников, возведенного в 1903 г. на территории Пекинской миссии. Архим. Иннокентий также представил в Синод поименный список 222 погибших за веру православных китайцев. Для православной общины в Китае установлено ежегодное празднование памяти мучеников: 10 июня полагается соблюдать строгий пост (его можно перенести на ближайшую пятницу, если этот день - суббота или воскресенье) и совершить заупокойную литургию с панихидой по избиенным православным китайцам, 11 июня совершать торжественное богослужение и крестный ход на место избиения мучеников или вокруг храма.
Архим. Авраамий (Часовников), член миссии, оставил свидетельство обретения и перенесения мощей мучеников (Православная Китайская Миссия. Москва, 1903). Он сообщил, что неск. дней продолжалась работа по извлечению из земли и колодцев тел казненных. Мощи регента Иннокентия и 3 членов его семьи остались почти нетленными. Затем при большом стечении народа и в присутствии родственников прославляемых святых мощи были торжественно перенесены в храм. Во время богослужений 16 китайцев приняли таинство Крещения.
После передачи территории миссии в распоряжение Посольства СССР в 1956 г. храм Всех святых мучеников был разрушен при реконструкции территории. В 1957 г. миссия была закрыта и мощи перенесли на правосл. кладбище Пекина за воротами Аньдинмэнь, у храма во имя прп. Серафима Саровского. Мощи К. м. были частично выкопаны и осквернены хунвэйбинами в годы «культурной революции» (1966-1976), при разгроме правосл. кладбища. В наст. время на месте кладбища располагается городской парк Циньняньху («Парк молодежного озера»).
17 февр. 1997 г. Свящ. Синод РПЦ принял решение установить почитание К. м. как местночтимых с празднованием дня их памяти 11 июня (24 июня н. с.). С 2005 г. в Пекине в этот день ежегодно совершаются богослужения на бывш. территории РДМ (ныне принадлежащей Посольству России в КНР).
В Пекине пострадали: свящ. Митрофан (Цзи Чунь), его супруга Татиана Ли, диаконисса, их дети, Исаия с невестой Марией и отрок Иоанн; катехизатор Павел (Ван Вэньхэн), его мать Екатерина, его супруга Сарра, дети Иоанн и Александра, племянник Иоаким; эконом Иннокентий (Фан Чжихай), его супруга Елена Ши, дети Евмений, София и Надежда; парамонарий Климент (Куй Лин), его мать Ия Вэнь, его супруга Варвара Чжунь, дети Мария, Ольга, Ия и Ирина; Матфей (Хай Цюнь), его супруга Матрона Жуй, дочь Агафия; его брат чтец Вит Хай, его супруга Марфа, его мать Екатерина Чжун, его братья Никифор и Кирилл, его сестры Васса и Елена Чжун, бабушка Надежда Чан, дядя Алексий Мин, двоюродные братья Вонифатий и Стефан; просфорник Симеон (Си Линьа); сестры Екатерина и Муза Ай; Марина Сюй; Анна Жуй; певчий Петр (Ли Юньань), его супруга Евфимия, дочь Артемия; Мария Ай, ее дочери Анисия и Мелания; Александра Ли, ее дочери Артемия и Евдокия; певчий Алексий Ин, его мать Сусанна А, братья Давид и Евфимий; чтец Афанасий (Юй Шуан), его родители Сергий Шуан и Анна, бабушка Ольга А, тетя Агафия Хэ, братья Павел, Евгений и Кир; Афанасий А, его супруга Варвара, их дети Пелагия, Мария и Савва; Мирон Жуй, его супруга Мария, их дети Марфа, Анастасия, Евдокия, Иннокентий, Савва, Нил, Мария, Елена; Любовь Чан, ее мать Мария Чан, брат Иосиф Жун, его дочь Сарра; Анна Сэ; Дорофея У, ее мать Анастасия Ли, сын Мина; певчий Капитон Инъюань, его супруга Параскева; Виктор Фу, его супруга Марина, их дети Герман, Вера, Матфей, Надежда; Петр Ван, его супруга Анисия, дочь Елена, сын Иоанн Сун; Акилина Ван, ее дети Сергий, Анания, Пелагия; Филипп (Ли Жуйсин), его супруга Анна, сын отрок Фома; Алексий (Хан Вэньхэн), его супруга Фекла, их дети Феоктист, Анна, Иулитта, Софония, младенец Николай; Феодор Юэ, его супруга Елисавета, дочь Татиана; Илия Цюань, его брат Герасим, его супруга Елена, их дети Иоанн и безымянный младенец; Минодора Ван, ее дети Андрей с супругой Анной и дочерью Софией, Иоанн с супругой Дарией и сыном Феодосием; Мария, ее сын младенец Марк; певчий Сергий Чжан, его сын Иоанн; Александр (Хэн Гуй); Лев (Хай Лин), его сын Иоанн, отец Савва Цин; Сампсон Пань, его супруга Анна, их сын Евдоким; Павел Сан; Николай Хан; Иосиф Фу, его супруга Елена; Даниил Дэ, его родители Трофим Гун и Екатерина; Георгий (Лянь Си); Анна Линь; Матрона Лянь, ее дочери Мавра и неизвестная по имени; Евфимий Пань, его супруга Феврония; Павел Шуан, его мать Анна Чан, его супруга Акилина, их дети Иоанн и Макрина; Ирина (Гуй Жуйши) и ее супруг Иона Гуй; Ирина Фу, ее дети Анна, Афанасия, Евпраксия, Прохор, Мария; Стефан Фу, его супруга Пелагия; Анна Бай, ее сын Антоний; Зоя Шуан, ее дети Александра и Андрей; Капитолина Хуай; Агафия Жуй; Акилина Гуан и ее дети Евстолия и Кифа; Евгений Цзи; Евфимия; Феодот Жуй; Михаил Цюан, его дочь Елена; отроки Мария, Мария, Нина, Василий; Елена Хо; Олимпиада Цзинь, ее дочь Ольга; Феврония Фу; Анна Ли; Никон Хо; Андрей (Чжу Лин); Петр Чан; Иона; Дария Дэ, ее внучка младенец Агафия; Феофан Ин; Павел Дун, его супруга Евгения, их дети Иулиания, Лукия, Стефан; Дария; Исаия Сэ; Анна, ее дочь Анна; Николай.
В дер. Дундинань пострадали: церковный сторож Алексий (Чжань Фужунь), его супруга Евфимия, их дети Никита, Михаил, Мария; Ирина; Стефан (Ван Юйгуан); Кир (Чжин Фучэн), его сын Иоанн и др. мученики, чьи имена остались неизвестны.
1 окт. 2000 г. папа Иоанн Павел II канонизировал 120 мучеников Римско-католической Церкви, большинство из к-рых погибло в 1900 г.
Для празднования памяти К. м. 11 июня известны 2 богослужебных последования.
Первое было составлено в 1997 г. в РПЦЗ (см.: Служба святым первомученикам китайским. София, 2000). Оно рассчитано на совершение всенощного бдения и включает в себя отпустительный тропарь 5-го гласа кондак 1-го гласа с икосом, канон 6-го гласа с ирмосом: нач.: несколько циклов стихир-подобнов, стихиры-самогласны, седальны, светилен; на литургии назначается прокимен (Пс 43. 23), Апостол (Рим 8. 28-39), аллилуиарий (Пс 49. 1), Евангелие (Ин 15. 17 - 16. 2), причастен (Пс 32. 1).
Др. последование, составленное в РПЦ МП, впервые было опубликовано в ж. «Китайский благовестник» (1999. № 1. С. 82-93). Оно предполагает совершение праздничной службы с полиелеем и включает в себя отпустительный тропарь 4-го гласа кондак 2-го гласа с икосом, канон 2-го гласа с ирмосом: нач.: циклы стихир и отдельные стихиры, седальны, светилен; на литургии назначается прокимен (Пс 15. 3), Апостол (Рим. 8. 28-39), Евангелие (Лк 12. 32-41) (аллилуиарий и причастен, судя по всему, общие мученикам).